
Великодушие это величие души. По словам Аристотеля, способность считать себя достойным великих дел и действительно быть этого достойным («Никомахова этика», книга IV, 7—9). Добродетель героев, как смиренность — добродетель святых. Древнегреческая добродетель против добродетели христианской. Великодушие противостоит одновременно низости (или ничтожности, т.е. неспособности считать себя достойным великих свершений и в действительности таким и быть) и тщеславию (иметь с виду и на языке больше, чем в душе, т.е. верить, что ты способен на нечто такое, чего тебе никогда не добиться).
Понятие великодушия довольно точно соответствует введенному Спинозой понятию acquies-centia in se ipso (внутреннее удовлетворение, трезвомыслящее довольство собой, счастливая любовь к себе): «Созерцая себя самое и свою способность к действию, душа чувствует удовольствие» («Этика», часть III, теорема 53, определение аффектов 25; см. также часть IV, теорема 52, доказательство и схолия). В то же самое время великодушие может и не сопровождаться радостным чувством, как, например, у Атоса, — тогда это уже не мудрость, но все еще добродетель.