Случайность

Обычно случайность определяют как противоположность необходимости. Случайно все то, поясняет Лейбниц, что допускает возможность противоположного. Иначе говоря, все то, чего могло бы не быть. Сослагательное (условное) наклонение в данном случае очень важно. Какое условие оно предполагает? Такое, что реальность могла бы быть не такой, какая она есть. Поэтому во времени случайно все (включая небытие или иную реальность), так же как в настоящем времени все необходимо (то, что есть, не может не быть на протяжении того времени, в какое оно есть).

Если время и настоящее время суть одно и то же, тогда приходится допустить, что случайность и необходимость являются противоположностями только в нашем воображении — если мы сравниваем то, что есть, было или будет (реальность) с чем-то другим, что могло бы быть (с возможным, которое остается возможным только до тех пор, пока не является реальностью). В настоящем и sub specie aetemitatis (в вечности) возможно только реальное: все случайное необходимо, а все необходимое случайно. В этом вопросе сходятся Спиноза и Лукреций.

Материалы по теме:  Несесситаризм
Поделиться с друзьями
Кантов В.П.

Постоянный автор научно-популярного журнала: «Философия и жизнь». Большой специалист по философии, культурологии.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Научно-популярный журнал: «Философия и жизнь»
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: