Поднятая тема массового потребления в культуре и экономике должна стать символом, главной темой для обсуждения у людей, родившихся и проживающих в 21 веке. Нет уверенности в том, что проблема будет разрешена в срок, но прикладывать силы для ее устранения все же необходимо. Формирование тезиса пришло на середину 20-го века и произошло это в ряде развитых стран. Ситуация носит в основном социально-экономический характер, и лишь малую долю философской категории.
Возникновение общества массового потребления
Прежде, чем задумываться над решением вопросов, важно разобраться в происхождении и сути самого явления. Окончание Второй мировой войны и формирование массового производства товаров, направленных на удовлетворение нужд среднего и низшего слоев общества, и является началом формирование общества потребления. Предыстория создания общества потребления заключается в деятельности важных для человечества и экономики фигур. Наиболее ярким примером, является Генри Форд, который занимался не только развитием теории, но и практической стороной вопроса благодаря предпринимательству.
В период между войнами Форд создал прообраз того общества с всеобщим благосостоянием. Компания Форда рискнула и создала автомобиль, основным покупателем которого станут представители рабочего класса. Предположения оправдались и разработанная модель стала не только массового производиться, но и массово продаваться. Феномен выражался не только в увеличении заработной платы, но и в усилении заинтересованности рабочих в жизни предприятия.
Будущее общества потребления
Учены в своих высказывают объясняют поведение общества при помощи известной пирамиды Маслоу, которая наглядно показывает иерархию типов потребления. Каждая ступень пирамиды иерархически связана с остальными. Так, например, пока не удовлетворены базовые потребности, человек не сможет и не захочет удовлетворять свои духовные желания. Если человек зимой окажется на улице без верхней одежды, он не сможет думать ни о чем другом, как о теплой комнате или зимнем пуховике.
Базовое потребление распространено не повсеместно на нашей планете, и существует множество стран и регионов, которые испытывают острую нужду в продуктах питания, воде и медикаментах. При этом не наблюдается прогресса в решении этой проблемы, что позволяет сделать вывод, что потребление не эволюционирует, выделенные типы потребления всегда существовали и будут существовать. Вторая концепция обусловлена возрастанием вовлеченности людей в разного рода группы, стремления отстаивать свои идеи и убеждения. Увидеть это можно в развитых странах. Так с 2019 года пошла мода на «зеленый тренд», люди борются за экологию и защищают природу.
Таким образом, общество потребления сформировалось как следствие возникновения обширного среднего класса, что повлияло на создание сложной и широкой потребительской культуры. Благополучные страны постоянно фиксируют трансформации данной культуры. Если Маркс и Вебер в своих трудах описывали исключительно тему производства и труда, то сейчас тема досуга и является ключевой для формирования потребительской культуры. Сейчас можно заметить, что среди представителей самого общества возникает критика в адрес иррациональных издержек потребительской культуры.
Стоит отметить, что эта дискуссия имеет утопичный характер, так как невозможно заменить потребление на какой-либо иной компонент. К счастью, историческая практика показывает, что общество способно самостоятельно разрешать свои проблемы и минимизировать неограниченные издержки потребления.